ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

Гранчак И.А.
Старший воспитатель, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Большеалексеевский детский сад комбинированного вида «Калинка»,
Ступинский муниципальный район

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация

В статье раскрывается организация, оформление и содержание работы с детьми дошкольного возраста на экологической тропинке.

Ключевые слова: дошкольное детство, формирование начал экологической культуры, экологическая тропинка.

Экологическое воспитание – это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного – ознакомления детей с природой.
В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры – осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Осознанно-правильное отношение вырабатывается при условии тесного контакта и различных форм взаимодействия ребёнка с растениями и животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и в доме ребёнка. Он узнаёт, что всё живое, в том числе и человек, имеет определённые потребности, удовлетворить которые может лишь при наличии определённых внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма. Иначе говоря, каждое существо должно иметь свой «дом», в котором есть всё для его жизни.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познание живого, которое рядом с ребёнком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Экологическая тропинка. Организация, оформление и содержание работы.
В последние годы многие дошкольные учреждения создают наиболее привлекательных для них объектов, например, экологические тропы, однако с точки зрения их формы, продолжительности и содержания, а также с учётом возраста детей правильнее называть их экологическими тропинками. Экологические тропинки в дошкольных учреждениях выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропинки – включение в неё как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребёнка объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропинки выбираются различные виды как дикорастущих, так и культурных растений (деревья, кустарники, травы), мхи, пни, муравейники, гнёзда птиц на деревьях, клумбы, отдельно цветущие растения, места регулярного скопления насекомых (например, жуков- солдатиков), небольшие водоёмы, огороды и т.п. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных (или очищенных) водоёмов за пределами детского сада.

Этапы создания экологической тропинки.
Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей.
Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.
Составление карты-схемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов. Могут быть составлены карты-схемы разного назначения: в помощь воспитателям и для детей разного возраста. Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружках бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией – дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому (см. приложение).

  • Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки» – сказочного персонажа, который будет давать задания и приглашать в гости.
  • Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта).
  • Изготовление табличек с рисунками, подписями для точек маршрута.
  • Составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
  • Оформление тропинки и оборудование для организации наблюдений.

Для повышения интереса детей к занятиям педагог совместно с ними выбирает «хозяина тропинки» – сказочного героя (Боровичка, Лесовичка и т.д.) Его можно изобразить на всех табличках или хотя бы в начале маршрута (где он «встречает» детей) и в конце (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках. Можно вырезать цветную фигурку сказочного героя из плотной бумаги, оставив по бокам фигуры довольно широкие и длинные полосы, а спереди приделать большой карман к его одежде. При помощи полосок легко закрепить Боровичка на дереве. Обхватив полосами ствол и закрепив их концы. В карман сказочного человечка заранее положите задание для детей – просьбы Боровичка, которые они будут выполнять. За оказанную помощь, удачно выполненные задания- загадки сказочный персонаж периодически будет оставлять на тропинке сюрпризы-конфеты.

План тропинки, выполненный на листе фанеры, можно укрепить в её начале. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием, например, «Точка» Дуб». Информация на табличках должна быть краткой и выразительной. Не нужно длинных названий, текстов – используйте символы, рисунки. На тропинке можно разместить и различные природоохранные знаки, которые вы составите вместе с детьми во время занятий. При оформлении табличек для некоторых объектов можно разным цветом выделить охраняемые, лекарственные, пищевые растения. Например, рисунок охраняемого растения поместить в красный кружок, лекарственного – в зелёный, пищевого – в синий. Если территорию вашего детского сада посещают посторонние и вы не можете обеспечить сохранность оборудования тропинки, сделайте лёгкие переносные таблички видовых точек. Выходя с детьми на тропинку, можете брать таблички только тех объектов, которые намереваетесь посетить.

Экологическая тропинка на территории детского сада.
Создавая экологическую тропинку на территории сада, помните о том, что это не клумба, которая должна быть полностью засажена цветами. Иногда руководители дошкольных учреждений жалуются на недостаток финансовых средств для организации тропинки (нет денег на уборку старых, поваленных деревьев, пеньков, сухих листьев, на приобретение красиво цветущих растений и т.п.). Но многие из этих объектов могут служить точками для наблюдений. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причём, без особых дополнительных затрат. Как? В состав видовых точек экологической тропинки вы включите те объекты, которые уже имеются на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками (посадить группы деревьев, создать водоём и т.п.).

Как показывает опыт, эффективнее всего организовать экологическую тропинку, используя результаты исследований, выполненных при составлении Экологического паспорта дошкольного учреждения. Анализируя карту-схему и видовой состав растений, животных, наличие интересных участков, легко выявить наиболее привлекательные и познавательные объекты. В качестве видовых точек, прежде всего, выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут деревья, кустарники, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками, грибами, также послужит отличным объектом для наблюдений по темам «Почва», «Растения». Так, можно провести наблюдение за пнём (рассмотреть его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки автора статьи «Как медведь пень потерял» (ж. Д/в, №4, 1998 г.).

Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затенённом месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки.
Если участок достаточно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (лес, луг). Это поможет познакомить детей с представителями местной флоры, фауны и лесными и луговыми экосистемами. Чем больше разнообразие растений на тропинке, тем больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как многие животные связаны с определёнными растениями, условиями питания и проживания.
Перед тем как выделить места для посадки растений различных сообществ, обследуйте территорию своего двора, отметив затенённые и открытые, влажные и сухие участки. Это поможет определить, где какие растения высаживать (луговые, степные – на открытых участках, лесные – на затенённых). При этом следует помнить, что в разных лесах растут разные растения. Так, возле дуба лучше всего высадить лещину, боярышник, копытень европейский, ландыш майский, некоторые виды ветрениц, медуниц, осоку и др. Возле ели – кислицу обыкновенную, чернику, бруснику, мхи, возле сосны – кошачью лапку, толокнянку, бессмертник, молодило.

При возможности можно создать небольшой водоём с водными растениями и животными.
На тропинке целесообразно сделать небольшие повышения, что разнообразит условия произрастания растений, позволяет организовать наблюдения за снежным покровом, дождливыми осадками. Отдельно лежащие большие камни не только украсят тропинку, но и послужат убежищем для различных насекомых, улиток, ящериц и т.д. Традиционно в дошкольных учреждениях выделяются участки для пищевых и лекарственных растений. По возможности создайте условия и для выращивания растений, подлежащих охране в вашей местности и на территории страны. Тем самым вы оформите своеобразную «Живую Красную книгу». В состав растений тропинки могут также войти растения-часы и растения-барометры (клумбы «цветочные часы», «цветочные барометры»).

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течение сезона одни цветы сменяли другие, т.е. создать сад (клумбу) «непрерывного цветения». Если сорные растения не мешают выращивать другие растения, не нужно их уничтожать: они также войдут в состав тропинки как одна из видовых точек. На примере сорняков можно объяснить многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке можно оставить небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с невытоптанными, вы наглядно покажите детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и обсудите некоторые правила поведения на прогулке, на отдыхе.
Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов. Однако вполне вероятно. Что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьями и обозначить как видовую точку.
В качестве дополнительной точки тропинки можно создать небольшую метеоплощадку. На высоком металлическом шесте закрепить флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же разместить и указатель направления ветра: полосатый мешок-труба из лёгкого материала с отверстиями с обеих сторон. Для измерения осадков из пластиковых бутылок сделать дождемеры: эти нехитрые приборы можно размещать в разных точках тропинки (например, на открытом месте и под кронами разных деревьев), сравнивать, где больше выпадает осадков, и выяснять почему.

Организация работы с детьми.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Часто у воспитателей возникает вопрос: нужно ли сразу посещать все точки тропинки? Конечно, нет. Всё зависит от возраста детей и ваших целей. В разное время вы можете посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать несколько раз, особенно в разные сезоны года. Если у вас ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же вы преследуете конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне), то ограничьтесь только одним объектом. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается эколог или воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, физкультуре. Экологические прогулки включены в режим дня.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок с хозяином хозяина тропинки, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.

Оформление материалов для работы с детьми.
Для организации работы на экологической тропинке разрабатывается специальный «Паспорт экологической тропинки». Паспорт содержит карту-схему тропинки с указанием изучаемых объектов: одна, более сложная схема, – для педагога; вторая, проще, – для детей. Здесь же даётся описание точек тропы по заданным темам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно сделанные в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация. Так, при описании дерева даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождение названия, народные названия, отражение его образа в фольклоре (сказки, загадки, пословицы), песнях стихах, отмечается его связь с другими растениями и животными, роль в жизни людей (оздоровительная, эстетическая и др.) и рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей (как показывает опыт, родителей всегда интересует информация об использовании растений, которая может служить отправной точкой для природоохранных бесед; именно поэтому такая информация включается в описание видовых точек).

Приведём пример такого описания. Точка «Рябина»
Биологические особенности. Высота – до 10 метров. Кора светло-серая, гладкая. Крона ажурная, развесистая («кудрявая рябина»). Листья ажурные, крупные, с зубчатыми краями. Листья появляются обычно одновременно с листьями берёзы. Осенью нередко становятся малиново- красными. Цветки мелкие, желтовато-белые, с сильным, горько-миндальным запахом, собраны в щитки. Цветёт в мае. Плоды ярко-красные, похожие на маленькие яблочки, с сочной мякотью и тремя мелкими семенами. Плоды после заморозков приобретают сладкий вкус и почти теряют горечь. Созревают в августе-сентябре. Ягоды остаются висеть на ветках до зимы.

Где растёт рябина. Дикая рябина растёт в лесу. Человек давно сделал её культурной. Это одна из самых зимостойких плодовых культур: переносит морозы до -50 градусов. В России растёт по всей Европейской части страны. К почве нетребовательна, но светолюбива, тень не любит. Предпочитает берега рек, вырубки, опушки леса, обочины дорог. Растёт до 200 лет. Плоды появляются начиная с 8-10 лет ежегодно.

Название дерева. Латинское название этого растения состоит из двух слов, одно из которых переводится как «терпкий», а второе – «ловящая птиц», так как был давний обычай заманивать птиц в силки ягодами рябины.

О происхождении русского названия рассказывает поморская легенда. Жили как-то муж с женой, и было у них двое детей. Старшая, нелюбимая, дочь и имя имела неласковое – Восьмуха. Была она злой, своенравной, завистливой. Зато меньшого сына родители звали ласково – Романушкой. Был он добрым и приветливым, родители души в нём не чаяли. Невзлюбила Восьмуха Романушку и решила его погубить. Завела она как-то ребёнка в гнилое болото и утопила. Но не удалось ей сгубить Романушку совсем. Выросло на том месте приветливое, кудрявое деревце, назвали его люди ласково рябинкой.

Рябина и животные. Ягодами рябины питаются дрозды, синицы, скворцы, свиристели, в городах – и вороны. Иногда в рябинник слетается такое количество птиц, что ветки не выдерживают живого груза и спелые гроздья падают на землю, где становятся добычей лесных полёвок, ежей и других животных. Любят ягоды рябины и лоси, медведи.
Рябина в русском фольклоре. Рябина – любимый персонаж русского фольклора. В народном календаре есть день «Петр-Павел рябинники», приходящийся на конец сентября – время созревания рябиновых ягод. В это день ветки с плодами связывали в пучки и развешивали под крышами домов. Этот обычай связан с представлениями о рябине как дереве, способном защитить человека от всяких бед.

В центральной России рябина использовалась в свадебных обрядах. Листья её клались в обувь новобрачным, плоды прятали в карманах их одежды (от колдунов и ведьм). А сами молодожёны сажали перед своим домом рябину, которая защищала их домашний очаг от бед и сохраняла счастье и мир в семье. Рябина воспета в песнях. О ней сложены стихи, пословицы, загадки. Чаще всего в народном представлении рябина – это тонкая и нежная девушка, страдающая, плачущая.
Использование растения. Плоды собирают в сентябре-октябре, обрывают вместе со щитками. Категорически запрещается срубать и обламывать ветви! Сушат ягоды в тепловых сушилках или печах при температуре 60-80 градусов. Сушёные ягоды сохраняют свои целебные свойства в течение двух лет.

Для пищевых целей. Рябина – очень урожайная культура, её ягоды давно использовались человеком. Особенно знаменита Невежинская рябина, плоды которой не содержат горечи, а сахара в ней до 9%. Рассказывают, что в начале 19 века в окресностях села Невежино Владимирской области была найдена необычайно сладкая рябина, которую размножили и стали сажать в большом количестве. Рябину используют для приготовления варенья, пастилы, конфет, настоек. Ещё один вариант использования ягод: рябиновая паста (мороженые плоды давили деревянными ложками и смешивали с сахарной пудрой).

В медицинских целях рябину использовали с глубокой древности. В Древнем Риме её применяли для укрепления желудка. В русской народной медицине из плодов варили варенье (как успокаивающее средство), делали настои (мочегонное, желудочное и кровоостанавливающее средство). В качестве поливитаминного используют не только плоды, но и листья. Корой рябины лечили заболевания печени. Народные лекари считали рябину одним из главных растений-целителей. В современной медицине при витаминной недостаточности рекомендуют свежие и сухие плоды рябины. Сок из свежих ягод применяют при пониженной кислотности желудка, настойку из плодов – для возбуждения аппетита. Порошок из плодов рябины входит в состав диеты для больных сахарным диабетом и ожирением.

Использование в косметике. Плоды рябины используют как дезинфицирующее средство. Из размятых свежих плодов со сливками или сметаной готовят питательные маски; отваром высушенных плодов можно полоскать волосы после мытья при себорее.
Для обеззараживания. Листья рябины обладают сильным фитонцидным действием. На Севере больных летом выносили под рябину, так как верили, что «дух рябиновый отгоняет болезни». А сечку из листьев использовали для хранения овощей и фруктов. Ещё греки и римляне подметили, что плоды рябины обладают дезинфицирующим свойством. Обнаружили это свойство и наши предки. Чтобы сохранить длительное время воду годной для питья, они бросали в неё ветку рябины, после чего вода приобретала приятный привкус и не портилась довольно долго.

Другие варианты использования. Древесина рябины ценится в столярном производстве и при изготовлении музыкальных инструментов. Молодыми ветками и побегами кормили скот, а сырыми ягодами – скот и птицу. Медоносное растение. Как декоративное разводится в городах, вдоль дорог.
Народные приметы, связанные с рябиной. Рябина зацветает – пора сеять лён. Хорошо рябина цветёт – к урожаю льна. Поздний расцвет рябины – к долгой осени. Если уродится рябина – рожь будет хороша. В лесу много рябины – осень будет дождливой, если мало – сухой.
Стихи о рябине. Я знал тебя, моя рябина…
Ты на околице села.
Над серой крышею овина, Под небом северным росла. Тебя трепала непогода,
А ты – всем горестям назло – Росла и крепла год от года, Глядясь в озёрное стекло.
(В. Рождественский.)

На что обратить внимание детей во время исследований. Гладкая, как бы блестящая кора, которая меняет цвет и запах в зависимости от погоды (сухая и мокрая кора); сквозь ажурные листья поступает много света. Почему под рябиной светлее, чем под липой? Рассмотреть форму листьев, определить, гладкие они или шершавые, какой у них оттенок зелёного цвета (светлый или тёмный). Послушать шум листьев в разную погоду. Проследить, как на рябине появляются цветки. Как они пахнут, какие у них лепестки, серединка (рассмотреть через лупу), на что похожи? Какие насекомые и зачем прилетают в гости к цветкам? Понаблюдать за превращением цветков в плоды. Какого цвета, вкуса, формы ягоды рябины? Какие птицы прилетают на вашу рябину? Почему они прилетают осенью, зимой, а не весной и летом? Сравнить маленькие и взрослые деревья – чем похожи и чем отличаются? Где у рябины корни? Какая земля под рябиной – сухая или влажная, твёрдая или мягкая? Исследовать кору с липой, живёт ли кто-нибудь на стволе? Есть ли на ней трещины, порезы и т.п.? Как меняется рябина в течение года? (зарисовки). Как можно помочь дереву?

Литература

  1. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание дошкольников/ С.Н. Николаева.- М.: ООО АСТ, 1998.- 320 с.
  2. Рыжова, Н.А., Деревья: от Акации до Ясеня / Н.А. Рыжова. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «Сфера», 2006. – 192 с.
  3. Смирнова, В.В., Балуева, Н.И., Парфёнова, Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий / В.В. Смирнова, Н.И. Балуева, Г.М. Парфёнова. – СПб.: издательство «Союз»; Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 208 с.
  4. Шнякина, Е.В. Эколого-развивающая среда на территории ДОУ / Е.В. Шнякина// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2014. — № 10. – С. 35-44.